Требования к кабелю для лодки
Требования к судовому электрооборудованию изложены в ГОСТ Р 54585-2011.
Условия эксплуатацию предполагают, что проводка лодочного мотора должна быть:
-
Прочной, чтобы противостоять ударным нагрузкам.
-
Стойкой к вибрации — через растрескавшуюся оболочку возможны утечки тока.
-
Химически нейтральной — оплётка и жилы не разрушаются от контакта с бензином и маслами.
-
Невосприимчивой к солнечному свету, разрушающему слой изоляции.
-
Соответствующей предназначению — сечения жил должно хватать для пропускания тока необходимой величины.
-
Пригодной к использованию при различной температуре.
Согласно ГОСТ, токопроводящие жилы лодочных проводов изготавливают из меди, а изоляцию из поливинилхлорида (ПВХ), полиэтилена, резины (из натурального или синтетического каучука), этиленпропилена, политетрафторэтилена, минеральные оболочки делают из слюды или стекла.
Допускается использовать алюминиевые провода, если это предусмотрено конструкторской документацией конкретного плавательного средства.
Провода для лодки — обзор высоковольтных и силовых марок
Все типы проводов, прокладываемых на моторных лодках, можно разделить на три вида: силовые, высоковольтные, сигнальные.
Силовая продукция используется для питания электромотора или двигателя внутреннего сгорания, в сетях освещения и управления, а также для подключения аккумуляторов. Высоковольтные провода применяются в системе зажигания бензиновых моторов. Сигнальные сети необходимы для индикации состояния оборудования и узлов катера.
Принимая во внимание требования к кабельной продукции, на лодках чаще всего устанавливают провода следующих марок:
-
КНР (Кабель судовой, оболочка из Найрита, изоляция из Резины) используют в сетях управления и освещения, продукция больших сечений — в силовой проводке. Изоляция медных токонесущих жил выполнена из натурального или бутадиенового каучука, между изоляцией и резиновой внешней оболочкой может находиться дополнительный обмоточный слой из ПЭТФ-плёнки. КНР используется внутри и снаружи плавсредств. Стойкость к маслам до 300 часов, дизельному топливу — до 100 часов, среднее время наработки — 50000 часов при нагреве до 65оС. Аналоги — КНРУ, КНРК, КНРЭ (экранированный).
-
КМПВ (Кабель судовой Малогабаритный, изоляция Полиэтиленовая, оболочка ПВХ) — считают облегчённой версией КНР, снижение массы достигается за счёт уменьшения толщины жил и изоляции. Назначение аналогично КНР, допускается прокладка на внешних поверхностях. Похожая продукция: КМПВЭ, КМПВЭВ, КМПЭВ.
-
НРШМ (Найритовая оболочка, Резиновая изоляция, Шланговый, Морской)— для судов любых классов, в том числе морских. Подходит для силовых, осветительных, сигнальных сетей. Проводник состоит из скрученных медных или медных луженых жил, покрытых оболочкой из полихлоропрена, внешняя изоляция резиновая. Из кабеля выполняют внутреннюю или внешнюю проводку. Число циклов намотки-смотки на катушки до 1000. Кабели со схожими параметрами — НГРШМ, НРШМ-Т, МРШМ.
-
СПОВ (Судовой, изоляция из радиационно-обработанного полиэтилена, внешняя оболочка ПВХ). Жилы — скрученные многопроволочные из меди. Используется для всех видов цепей. Допускается применение в регионах с температурой воздуха от -40 до + 65оС, с гарантированным временем эксплуатации до 25 лет. Аналоги: СПОВЭ, СПОВЭВ, СПОВЭВЭ.
-
СМПВГ (Судовой, Малогабаритный, Полиэтиленовая изоляция, ПВХ-оболочка, Герметизированный). Провод для судов любого класса, устойчив к вибрациям и механическим нагрузкам. Диапазон температур -40 +65оС, а при влажности 98% выдерживает нагрев жил до 35оС, стоек к солёной воде, маслам, дизельному топливу, не распространяет горение. Аналог — СМПВЭГ.
-
КСТ-9Г (Кабель Судовой, Телевизионный, Герметизированный). Кабель для радио- и цифровой аппаратуры, сигнализации, управления приборами, расположенными за бортом судна в воде.
Среди производителей высоковольтных проводов для подвесных лодочных моторов выделяются фирмы: NGK, Bosch, Beru, Kross, Bautler, Valeo, Tesla.
Полезно!
Больше информации об этих марках можете прочитать в нашей статье – Кабель для судов, катеров, яхт, лодок.
Специализированные кабели в продаже стоят недёшево, поэтому при ремонте электрооборудования лодок и подвесных моторов часто приобретают кабели, предназначенные для автомобилей или, используют сварочные кабели. В этом случае следует понимать, что срок эксплуатации электрики будет снижен, а через растрескавшуюся оболочку возможны утечки тока, быстрый и полный разряд аккумуляторов.
Особенности прокладки проводов для лодки
Пункт 6.3.7 ГОСТ Р 54585-2011 устанавливает обязательные требования к прокладке кабелей и проводов:
-
Кабели не должны иметь сращиваний и промежуточных соединений между штатными зажимами.
-
Разъединяемые при эксплуатации кабели должны иметь достаточную дополнительную длину.
-
Концы проводов с многопроволочными жилами не должны подвергаться чрезмерным механическим нагрузкам.
Кроме этих условий, следует обратить внимание на этапы монтажа.
-
В переборках и шпангоутах кабель следует защищать резиновыми или силиконовыми манжетами, это исключит перетирание оболочки от вибраций. Саму переборку желательно обработать надфилем — это снизит вероятность перетирания при случайном выпадении защитной втулки-манжеты.
-
Нельзя прокладывать провод в зазоры между корпусом и перегородками, так как эти части подвижны относительно друг друга, что приводит к повреждению изоляции.
-
Кабель крепят через каждые 20–30 см.
-
Для коммутации сети желательно использовать герметичные разъёмы или пайку, недопустимо использовать скрутки.
-
При необходимости нарастить пусковые (стартерные) провода, соединение обжимают медной трубкой, которую впоследствии защищают термоусадкой.
-
Оборудование подключают через предохранители, аккумулятор на стоянке отключают силовыми выключателями.