• Андрей
  • 5 мин. чтения
  • Статьи

На Ямале завершили испытания первого российского комплекса оборудования для ГРП


 © yanao.ru

На Уренгойском НГКМ успешно завершили испытания первого российского комплекса оборудования для гидравлического разрыва пласта. Напомню, что впервые отечественная технология была презентована в Тюмени в середине мая, и об этом я писал в 12 выпуске Тюменского импортозамещения. Работы проводились на ямальском месторождении компании «Газпром нефть» совместно с партнёрами. Полевые испытания подтвердили эксплуатационные характеристики отечественного оборудования и его соответствие отраслевым стандартам. Первый российский флот ГРП получил сертификат о готовности к серийному производству и промышленному применению, это победа отечественного нефтяного машиностроения!

10 июня на газоконденсатной эксплуатационной скважине установки комплексной подготовки газа № 5 В Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения успешно проведен гидроразрыв пласта (ГРП) с использованием отечественного флота. Это стало завершающим этапом совместной работы компаний Группы «Газпром», научно-исследовательских институтов и предприятий-изготовителей по проведению стендовых и полевых испытаний опытного образца в рамках импортозамещения производственного оборудования.


 © yanao.ru

Преимуществами создаваемого отечественного флота ГРП являются:

— максимальный уровень локализации производства флота ГРП на территории Российской Федерации;

— обеспечение проведения всех видов ГРП, в том числе большеобъёмного, высокоскоростного гидроразрыва нефтяных и газовых пластов за одну операцию одним флотом;

— возможность полного автоматического управления процессом ГРП с комплексным контролем, отображением и документированием параметров процесса и данных скважинной телеметрии;

— оптимизация состава флота ГРП за счёт совмещения агрегатами комплекса функций технологических и обеспечивающих процессов;

— создание многофункциональной стендовой базы с уникальным оборудованием, позволяющим проводить отработку (приёмку) как флота в целом, так и его отдельных составных частей.


 © yanao.ru

В состав опытного образца флота ГРП вошли следующие агрегаты:

— установка насосная (4 единицы);

— установка смесительная (1 единица);

— машина подачи сыпучих материалов (1 единица);

— установка гидратационная (1 единица);

— установка химических добавок (1 единица);

— машина перевозки ёмкостей (1 единица) с четырьмя ёмкостями;

— машина подогрева жидкости (1 единица);

— машина автоматического управления и контроля (1 единица);

— машина манифольдов (1 единица).


 © yanao.ru

Перед тестированием отечественного флота ГРП в полевых условиях Институт нефтегазовых технологических инициатив разработал единую методику отраслевых испытаний. Проект был реализован в несколько этапов. Проведение отраслевых испытаний с привлечением крупнейших нефтегазовых компаний было организовано «Единым оператором испытаний» — национальной экспертной площадкой в области тестирования нового российского оборудования.


 © yanao.ru

В мероприятии приняли участие представители ПАО «Газпром», ООО «Газпром добыча Уренгой», ООО «Газпром ВНИИГАЗ», ООО «Газпром подземремонт Уренгой», ООО «РусГазБурение», АО «Корпорация «МИТ», АО ФНПЦ «Титан Баррикады», ЗАО СП «МеКаМинефть».


 © yanao.ru

Для максимально полной проработки проекта российского флота инженеры-конструкторы «Московского института теплотехники» и завода «Титан-Баррикады», входящих в корпорацию «Роскосмос», составляли техническое задание при участии большинства нефтесервисных компаний России. Первый российский флот создали в течение 11 месяцев с момента заключения контракта.


 © yanao.ru

Опытный образец создавали на основе технического задания, которое коллективно сформировали крупные отечественные предприятия-недропользователи. Российский флот ГРП имеет полностью автоматизированное управление, чего нет сейчас на аналогичном оборудовании, подчеркнули конструкторы. Вторая существенная характеристика — оборудование флота обеспечивает рабочее давление, превышающее тысячу атмосфер и готово к масштабному расходу жидкости в скважине — до 16 кубометров в минуту.


 © yanao.ru

Параллельные испытания проводятся сейчас на многих месторождениях Западной Сибири, но на Ямале они завершились раньше. Так, в «МеКаМинефть» тоже состоялось тестирование первого отечественного флота для проведения гидравлического разрыва пласта. На скважине 6016 куст 209Б Ватинского месторождения ПАО «СН-Мегионнефтегаз» 6 апреля специалисты компании успешно провели первую операцию по ГРП с применением отечественного комплекса. На первой скважине работы проведены в срок, без отклонений от заданной программы.


 © yanao.ru

Дальнейшие опытно-промышленные испытания флота пройдут на нефтяных скважинах «Газпромнефть-Хантос» и газовых скважинах ПАО «Газпром».


 © yanao.ru

При участии «МеКаМинефть» провели поагрегатные испытания на производственной базе в Мегионе. В дальнейшем, состоятся поагрегатные испытания на месторождении и следом — опытно-промышленные работы по гидроразрыву пласта на Южно-Приобском месторождении «Газпромнефть-Хантос».


 © yanao.ru

Разработка трудноизвлекаемых запасов является одной из важнейших стратегических задач российской энергетики. Появление флота ГРП российского производства поможет не только развивать добычу, но также станет важным шагом по достижению технологического суверенитета.


 © yanao.ru

Сфера ТЭК — одна из самых быстроразвивающихся в технологическом плане. Успешные испытания комплекса оборудования — очередное тому подтверждение. Перед Ямалом встают новые вызовы: смещение центров добычи из традиционного Надым-Пур-Тазовского региона на север, разработка трудноизвлекаемых запасов Ачимовских и Юрских отложений, действующих «зрелых» месторождений. Сейчас разрабатываются мастер-планы ямальских опорных городов Арктической зоны, в которых обязательно учитываются эти вызовы и перспективы развития территорий.

Системная работа, проводимая российскими предприятиями в кооперации с отраслевыми заказчиками, позволяет создавать востребованные топливно-энергетическим комплексом решения. Данная работа и мероприятия по увеличению доли отечественных компонентов будут продолжены и производитель уже в 2025 году приступит к серийному выпуску флотов. Начало эксплуатации флота будет серьёзной победой российского нефтяного оборудования, это знаковое событие для Российской Федерации.

В публикации использованы фото из открытых источников.

P. S. Ещё больше об отечественном импортозамещении читайте в моём блоге «Тюменское импортозамещение»:

— Тюменское импортозамещение (часть 12)

— Тюменское импортозамещение (часть 11)

Публикации 2023 года:

— Тюменское импортозамещение (часть 10)

— Тюменское импортозамещение (часть 9)

— Тюменское импортозамещение (часть 8)

— Тюменское импортозамещение (часть 7)

— Тюменское импортозамещение (часть 6)

— Тюменское импортозамещение (часть 5)

Публикации 2022 года:

— Тюменское импортозамещение (часть 4)

— Тюменское импортозамещение (часть 3)

— Тюменское импортозамещение (часть 2)

— Тюменское импортозамещение

Читайте также репортажи о Тюменском нефтегазовом форуме:

— Специальный репортаж: Тюменский нефтегазовый форум (TNF Expo).

— Тюменский нефтегазовый форум (TNF-2023)

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest