© yanao.ru
На Уренгойском НГКМ успешно завершили испытания первого российского комплекса оборудования для гидравлического разрыва пласта. Напомню, что впервые отечественная технология была презентована в Тюмени в середине мая, и об этом я писал в 12 выпуске Тюменского импортозамещения. Работы проводились на ямальском месторождении компании «Газпром нефть» совместно с партнёрами. Полевые испытания подтвердили эксплуатационные характеристики отечественного оборудования и его соответствие отраслевым стандартам. Первый российский флот ГРП получил сертификат о готовности к серийному производству и промышленному применению, это победа отечественного нефтяного машиностроения!
10 июня на газоконденсатной эксплуатационной скважине установки комплексной подготовки газа № 5 В Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения успешно проведен гидроразрыв пласта (ГРП) с использованием отечественного флота. Это стало завершающим этапом совместной работы компаний Группы «Газпром», научно-исследовательских институтов и предприятий-изготовителей по проведению стендовых и полевых испытаний опытного образца в рамках импортозамещения производственного оборудования.
© yanao.ru
Преимуществами создаваемого отечественного флота ГРП являются:
— максимальный уровень локализации производства флота ГРП на территории Российской Федерации;
— обеспечение проведения всех видов ГРП, в том числе большеобъёмного, высокоскоростного гидроразрыва нефтяных и газовых пластов за одну операцию одним флотом;
— возможность полного автоматического управления процессом ГРП с комплексным контролем, отображением и документированием параметров процесса и данных скважинной телеметрии;
— оптимизация состава флота ГРП за счёт совмещения агрегатами комплекса функций технологических и обеспечивающих процессов;
— создание многофункциональной стендовой базы с уникальным оборудованием, позволяющим проводить отработку (приёмку) как флота в целом, так и его отдельных составных частей.
© yanao.ru
В состав опытного образца флота ГРП вошли следующие агрегаты:
— установка насосная (4 единицы);
— установка смесительная (1 единица);
— машина подачи сыпучих материалов (1 единица);
— установка гидратационная (1 единица);
— установка химических добавок (1 единица);
— машина перевозки ёмкостей (1 единица) с четырьмя ёмкостями;
— машина подогрева жидкости (1 единица);
— машина автоматического управления и контроля (1 единица);
— машина манифольдов (1 единица).
© yanao.ru
Перед тестированием отечественного флота ГРП в полевых условиях Институт нефтегазовых технологических инициатив разработал единую методику отраслевых испытаний. Проект был реализован в несколько этапов. Проведение отраслевых испытаний с привлечением крупнейших нефтегазовых компаний было организовано «Единым оператором испытаний» — национальной экспертной площадкой в области тестирования нового российского оборудования.
© yanao.ru
В мероприятии приняли участие представители ПАО «Газпром», ООО «Газпром добыча Уренгой», ООО «Газпром ВНИИГАЗ», ООО «Газпром подземремонт Уренгой», ООО «РусГазБурение», АО «Корпорация «МИТ», АО ФНПЦ «Титан Баррикады», ЗАО СП «МеКаМинефть».
© yanao.ru
Для максимально полной проработки проекта российского флота инженеры-конструкторы «Московского института теплотехники» и завода «Титан-Баррикады», входящих в корпорацию «Роскосмос», составляли техническое задание при участии большинства нефтесервисных компаний России. Первый российский флот создали в течение 11 месяцев с момента заключения контракта.
© yanao.ru
Опытный образец создавали на основе технического задания, которое коллективно сформировали крупные отечественные предприятия-недропользователи. Российский флот ГРП имеет полностью автоматизированное управление, чего нет сейчас на аналогичном оборудовании, подчеркнули конструкторы. Вторая существенная характеристика — оборудование флота обеспечивает рабочее давление, превышающее тысячу атмосфер и готово к масштабному расходу жидкости в скважине — до 16 кубометров в минуту.
© yanao.ru
Параллельные испытания проводятся сейчас на многих месторождениях Западной Сибири, но на Ямале они завершились раньше. Так, в «МеКаМинефть» тоже состоялось тестирование первого отечественного флота для проведения гидравлического разрыва пласта. На скважине 6016 куст 209Б Ватинского месторождения ПАО «СН-Мегионнефтегаз» 6 апреля специалисты компании успешно провели первую операцию по ГРП с применением отечественного комплекса. На первой скважине работы проведены в срок, без отклонений от заданной программы.
© yanao.ru
Дальнейшие опытно-промышленные испытания флота пройдут на нефтяных скважинах «Газпромнефть-Хантос» и газовых скважинах ПАО «Газпром».
© yanao.ru
При участии «МеКаМинефть» провели поагрегатные испытания на производственной базе в Мегионе. В дальнейшем, состоятся поагрегатные испытания на месторождении и следом — опытно-промышленные работы по гидроразрыву пласта на Южно-Приобском месторождении «Газпромнефть-Хантос».
© yanao.ru
Разработка трудноизвлекаемых запасов является одной из важнейших стратегических задач российской энергетики. Появление флота ГРП российского производства поможет не только развивать добычу, но также станет важным шагом по достижению технологического суверенитета.
© yanao.ru
Сфера ТЭК — одна из самых быстроразвивающихся в технологическом плане. Успешные испытания комплекса оборудования — очередное тому подтверждение. Перед Ямалом встают новые вызовы: смещение центров добычи из традиционного Надым-Пур-Тазовского региона на север, разработка трудноизвлекаемых запасов Ачимовских и Юрских отложений, действующих «зрелых» месторождений. Сейчас разрабатываются мастер-планы ямальских опорных городов Арктической зоны, в которых обязательно учитываются эти вызовы и перспективы развития территорий.
Системная работа, проводимая российскими предприятиями в кооперации с отраслевыми заказчиками, позволяет создавать востребованные топливно-энергетическим комплексом решения. Данная работа и мероприятия по увеличению доли отечественных компонентов будут продолжены и производитель уже в 2025 году приступит к серийному выпуску флотов. Начало эксплуатации флота будет серьёзной победой российского нефтяного оборудования, это знаковое событие для Российской Федерации.
В публикации использованы фото из открытых источников.
P. S. Ещё больше об отечественном импортозамещении читайте в моём блоге «Тюменское импортозамещение»:
— Тюменское импортозамещение (часть 12)
— Тюменское импортозамещение (часть 11)
Публикации 2023 года:
— Тюменское импортозамещение (часть 10)
— Тюменское импортозамещение (часть 9)
— Тюменское импортозамещение (часть 8)
— Тюменское импортозамещение (часть 7)
— Тюменское импортозамещение (часть 6)
— Тюменское импортозамещение (часть 5)
Публикации 2022 года:
— Тюменское импортозамещение (часть 4)
— Тюменское импортозамещение (часть 3)
— Тюменское импортозамещение (часть 2)
— Тюменское импортозамещение
Читайте также репортажи о Тюменском нефтегазовом форуме:
— Специальный репортаж: Тюменский нефтегазовый форум (TNF Expo).
— Тюменский нефтегазовый форум (TNF-2023)