Одним из направлений улучшения экологической обстановки в первую очередь на урбанизированных территориях является максимальный переход на экологически чистый личный и общественный электротранспорт. Относительно малая емкость бортовых аккумуляторов электромобилей вынуждает достаточно часто подключать их аккумуляторы к зарядным станциям, что осуществляется с помощью специализированных зарядных кабелей. Последние обязательно включаются в заводскую комплектацию электрокара, но при этом относится к расходным материалам, то есть в случае утери, износа или механического повреждения может быть приобретен отдельно.
Так называемые беспроводные зарядки на основе магнитной индукции в России пока совершенно не распространены и в дальнейшем не рассматриваются.
Конструктивные особенности
Зарядный кабель представляется собой типовую предоконцованную в заводских условиях кабельную сборку со стандартными элементами разъемов на обоих его концах, которые обеспечивают его подключение к зарядной станции и блоку подзарядки аккумулятора электромобиля. Конструируются на рабочее однофазное/трехфазное напряжение 220 или 380 В, что обеспечивает простоту реализации функции быстрой зарядки бортовых аккумуляторов электромобиля.
С функциональной точки зрения сборка представляет собой удлинитель и построена по несимметричной схеме “тяни-толкай”. Для этого на кабель с разных сторон устанавливаются вилка и розетка, функции которых чаще всего выполняют соответствующие элементы Тype 1/Тype 2.
Токоведущие цепи сборки медные, многопроволочные. В старших моделях этих изделий площадь поперечного сечения отдельного проводника может достигать 6 мм2, что поддерживает длительные максимальные токи вплоть до нескольких сотен ампер при типовой мощности до 50 кВт. Наряду с силовыми проводниками в состав кабельного сердечника вводятся также сигнальные провода с выводом на отдельные дополнительные слаботочные контакты для обеспечения взаимодействия электроники зарядной станции и электромобиля, а также поддержки функционирования датчиков перегрузки.
Правильность подключения к разъемам зарядных устройств достигается применением несимметричной формы кабельной и приборной сторон разъема.
С учетом области эксплуатации в состав элементов конструкции кабельной части сборки вводятся упрочняющие оболочки и элементы герметизации области подключения вилок с уровнем защиты вплоть до IP55. Внешний шланг формируется из негорючего малодымного износо- и маслостойкого полимера. Изгибные характеристики оболочки позволяют штатную эксплуатацию в температурном диапазоне от – 25 до +50°.
Элементы улучшения условий эксплуатации
Внешний защитный шланг чаще всего имеет типовой черный цвет. В случае повышенной мощности (20 кВт и выше) может применяться окраска внешней оболочки в различные дополнительные цвета, например, в синий, оранжевый и зеленый. Какой-либо системы в этом вопросе отрасль пока не выработала.
Длина кабеля обычно выбирается равной 5 – 7 м, что, с одной стороны, позволяет без проблем возить его с собой в багажнике и, с другой стороны, вполне достаточна для нормального подключения к зарядной станции в типовых стесненных условиях городских парковок. Для хранения ряд производителей вводят в комплект поставки круглую мягкую сумку барабанной формы на молнии с верхней ручкой для переноски, куда кабель помещается в свернутом в бухту виде.
Кабельные элементы разъемных соединителей во внерабочем состоянии закрываются защитными крышками на темляках, предотвращающие их утерю.
Проблема несовпадения типов разъемов у разных электромобилей (например, европейские и американские электромобили традиционно комплектуются разными соединителями) решается использованием съемного переходника-адаптера, одеваемого на штатный разъем перед использованием.
В конструкции вилки может предусматриваться зацеп-защелка, размещаемый на боковом приливе корпуса и надежно удерживающий подключенную сборку в рабочем положении.
Особенности выбора
При необходимости покупки зарядного кабеля учитываются следующие параметры
-
требуемый максимальный ток (обычно оценивается по штатному европейскому параметру зарядки аккумуляторных батарей Mode1 – Mode4, причем по мере роста числового индекса требуется кабель, рассчитанный на больший ток);
-
тип соединителя автомобиля (может потребоваться переходник).
При прочих равных условиях рекомендуется комплектовать электромобиль кабелем длиной 7 – 8 м, что нелишне в стесненных городских условиях.
О возможности самостоятельного изготовления
С конструктивной точки зрения зарядный кабель достаточно прост и теоретически вполне может быть изготовлен самостоятельно. Для этого подойдет любой гибкий кабель с подходящим сечением жил, например, довольно популярный КГВВнг(А)-LS. С его помощью можно решить задачу подключения электрокара в гараже.
Для зарядки на городских станциях рекомендуется пользоваться заводскими изделиями, которые не только широко представлены в продаже, но и отличаются заметно большей эксплуатационной надежностью. В пользу такой рекомендации свидетельствует, наряду с умеренной ценой, также большие передаваемые токи, которые создают высокую нагрузку на контакты. Немаловажное значение имеют сложности с обеспечением требуемого по условиям эксплуатации уровня защиты IP55 области перехода от внешней кабельной оболочки к элементам разъема.